Ошибка :

Показать отладочную информацию

Безмолвные ландшафты Стаси Бенчук
Национальный центр художественного творчества детей и молодежи
Национальный центрхудожественного творчествадетей и молодежи
ruen

Альбомы фотогалереи

Безмолвные ландшафты Стаси Бенчук

Каждый раз, встречаясь с новым произведением искусства, стараясь понять его содержание, раскодировать его смыслы и символы, зритель словно оказывается перед зеркалом, в котором невольно отражается его жизненный и эстетический опыт, и ему предстоит выдержать очередной экзамен на зрелость. 

Мы привыкли к тому, что едва глянув на картину, мы уверены, что способны понять замысел художника, оценить его мастерство. Однако, это не всегда так!

Даже доступная на первый взгляд, классическая фигуративная живопись не откроется нам в своей полноте, если мы не приложим определенные усилия и не будем готовы к встрече с ней.

Сделать это невозможно без знания истории художественной культуры, без ознакомления с подлинными артефактами и их создателями-  ведь нам потребуется почувствовать социально-культурный контекст эпохи, понять мотивацию автора, сравнить его творения с работами других художников  и так далее.

Еще сложнее размышлять о понимании и оценке современного актуального искусства.

Дело в том, что современный художник значительно расширил свои возможности под влиянием новейших технологий, а также благодаря обращению к достижениям современной науки, где особую роль играет гуманитарная сфера: философия, психология, культурология и др.  

Современная визуальная культура представленная кинематографом, театром, телевидением, рекламой и другими медиа испытали на себе благотворное воздействие актуального искусства. Можно сказать что все мы, то есть, современное общество формируемся под непосредственным влиянием образов и смыслов визуальной информации. И от уровня культуры нашего эстетического восприятия во многом зависит наше мировоззрение и понимание времени.

Стасе 14 лет, она учится в обычной гимназии. Эта девочка-подросток с пристальным и одновременно вопрошающим взглядом. Она избегает суеты, не любит быть в шумной толпе, ей скучно выслушивать бесконечные банальные истории. Больше всего она любит тишину и уединение. Потому что так проще разбираться в своих чувствах и отстаивать свою индивидуальность…« Если я всем должна, то хоть что-то должно принадлежать только мне одной…» –  это фраза вполне могла принадлежать ей.Ее вполне можно было бы назвать скрытной, если бы не тот особенный мир, который она творит в тишине и которым бескорыстно делится с нами.

Молчание – ее тайное оружие... Оказавшись в студии, она как-то незаметно находила укромные уголки, приспосабливая их для своего творческого промысла.

Перемазанная глиной и шпаклевкой, покрывая куски гофрированного картона густым слоем грунта она терпеливо, на ощупь, переплавляла свою «немоту» в малопонятные поначалу ей самой, но вполне выразительные рельефные картины — объекты. Податливая пластичная поверхность грунта жадно вбирала энергию и ритм ее прикосновений, оставляя на поверхности следы, напоминающие бороздки на старых патефонных пластинках. Она словно пытается нащупать некую тайную суть кончиками пальцев.В цифровую эпоху, где все тотально завизуализировано и задокументировано необходимо отказаться от излишней повествовательности и иллюстративности. Поэтому важно изображать не то что ты знаешь, а то что чувствуешь только ты, единственный в этом мире.

Каждое ее занятие превращалось в некое сопротивление привычной повседневности, которая сковывает ее личную внутреннею свободу. Постепенно она встраивалась в мир, который создавала сама видя в нем свое спасение.

«Море спаси меня! Я тону на берегу».

Эти строки стихов латышской поэтессы Визмы Белшевиц, пришедчие из далеких 60-х годов прошлого века, отчасти могут передать душевное состояние девочки-подростка в ее максималистских исканиях.

Уже первые работы Стаси Бенчук во многом определили художественные приемы и «фирменный стиль» автора. Это почти монохромные рельефные картины-объекты внешне напоминающие, то запорошенное первым снегом поле, то лунный ландшафт, то ячеистую структуру электронной матрицы. Лучшие ее работы предельно абстрактны, они манят особым геометрическим пространством – это словно неспешное путешествие от белого к серебристо-серому, от коричневого к черному.

Однажды ей сказали, что ее работы чем-то напоминают эстетику «японского сада камней». Однако, об этом феномене японской культуры, как пространства созерцания и философского размышления она прежде не слышала, а узнав, особенно не заинтересовалась.

Эта изоляция от внешнего влияния придает ее практике еще более самодостаточный и автономный характер. Порой кажется, что Стася, испытывает подлинный интерес больше к творческому процессу, чем к уже законченным результатам своего труда.

И в этом есть какая-то особенная преданность своему любимому делу!

А всем нам, зрителям этой экспозиции остается сфокусировать свой эстетический опыт и эмоциональный интеллект, чтобы сквозь поверхность картин обнаружить нечто большее, чем видит наш глаз.

Ощутить природную шероховатость следов искусства «ар брют» чтобы сканировать невидимые движения души автора. Сделать то, на что не способны самые совершенные технологии, но по-прежнему под силу человеку! Мы надеемся, что выставка «Безмолвные Ландшафты Стаси Бенчук» предоставляет возможность каждому из нас всмотреться в незнакомое, не всегда понятное другое искусство и найти для себя ответы пристально вглядываясь в зеркала картин...

Ведь с нами может произойти нечто подобное, что случилось со Стасей, если день за днем кропотливо выстраивать свой мир смыслов.



Юрий Иванов, искусствовед, педагог 
ноябрь 2019 год