Национальный центр художественного творчества детей и молодежи
Национальный центрхудожественного творчествадетей и молодежи
  • ул. Кирова 16
  • +37517 327-08-75

Положение о "Городе, дружественном детям" в Республике Беларусь

ПРОЕКТ ПОЛОЖЕНИЯ

Положение
о «Городе, дружественном детям»
в Республике Беларусь


1.ВВЕДЕНИЕ


Город, дружественный детям, – это глобальная инициатива, в основу которой положено понимание того, что городская жизнь подвергает детей определенным угрозам и опасностям. Дети сталкиваются с такими проблемами, как загрязнение окружающей среды, интенсивное дорожное движение, отсутствие безопасных мест для игр, неустойчивость и неблагополучие семей, социальная изоляция, повышенная опасность быть вовлеченными в различного рода криминальную активность, а также в употребление психоактивных веществ. В то же время, города предоставляют детям более широкие возможности для образования, досуговой и творческой деятельности, физического и интеллектуального развития.
Город, дружественный детям, - это современный город, в центре внимания которого стоит улучшение положения детей и защита их прав. Политика такого города направлена на укрепление здоровья матери и ребенка, на совершенствование системы социальной защиты семьи и детей, на обеспечение равных прав и возможностей для каждого ребенка, включая детей с особенностями психо-физического развития и детей, оставшихся без попечения родителей.
Атмосфера города, дружественного детям, способствует всестороннему развитию каждого ребенка, безопасному проживанию и профилактике правонарушений, а так же социальному партнерству детей и взрослых при разработке и реализации социально значимых программ и проектов. В таком городе созданы условия для участия детей в общественной жизни и в процессе принятия решений, осуществляется мониторинг положения детей.
Город, дружественный детям, не основан на каком-либо представлении об идеальном, беспроблемном городе или его стандартной модели. Такой город создается самими жителями в ходе осуществления определенной программы действий, призванной помочь любому городу стать более пригодным для жизни детей.

2.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Инициатива «Город, дружественный детям» направлена на содействие реализацию основных положений Конвенции о правах ребенка на городском и районном уровнях, привлечение внимания общественности к вопросам детства, включение этих вопросов в число городских приоритетов.
Город, дружественный детям, создает условия для реализации права каждого ребенка:
• на полноценное развитие в раннем возрасте;
• на проживание в семейном окружении;
• на получение общего среднего образования и дальнейшее совершенствование знаний и навыков;
• на укрепление здоровья, оздоровление, совершенствование физической формы;
• на защиту от эксплуатации, насилия и жестокого обращения;
• на безопасную окружающую среду;
• быть равноправным гражданином своего города и пользоваться его услугами независимо от этнического происхождения, религиозной принадлежности, уровня дохода, пола или особенностей психо-физического развития;
• быть обеспеченным достойными жилищными условиями;
• иметь доступ к качественным гендерно-чувствительным медицинским услугам, соответствующим возрасту;
• пользоваться безопасной питьевой водой и надлежащими санитарно-гигиеническим условиями;
• иметь возможность развития творческих способностей в том числе через участие в работе различных кружков, секций и факультативов;
• высказывать свое мнение относительно того, каким бы они хотели видеть свой город;
• оказывать влияние на принятие решений, касающихся своего города;
• участвовать в жизни семьи, сообщества, решении разных социальных проблем.

3.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ

Основная цель:
Создание благоприятных условий и формирование безопасной среды для жизни детей в городе.
Задачи:
• формирование городских приоритетов в интересах детей
• анализ положения детей в городе
• оптимизация городского финансирования в интересах детей
• развитие межведомственного взаимодействия в целях совершенствования социальной защиты семьи и детей
• объединение интеллектуальных, финансовых, организационных возможностей города в целях защиты прав и интересов детей
• развитие способности детей к самоорганизации через обеспечение значимого участия в разработке и реализации программ родного города, поддержку детских и молодежных социальных инициатив;
• формирование правовой культуры, позволяющей детям отстаивать свои права и выполнять обязанности законопослушного гражданина;
• противодействие таким негативным социальным процессам, как распространение алкоголизма, наркомании, табакокурения, вовлечение детей в противоправную деятельность;
• привлечение внимания к проблемам окружающей среды города посредством экологического воспитания молодежи;
• профилактика дорожного травматизма и правонарушений среди детей и подростков в городе;
• развитие контактов и связей с аналогичными городами на территории Республики Беларусь и за ее пределами.

4.РУКОВОДЯЩИЙ ОРГАН

В городе, принявшем решение о присоединении к инициативе «Город, дружественный детям», создается инициативная группа, которая анализирует ситуацию в сфере детства, разрабатывает концептуально-программные документы, готовит заседание Исполнительного комитета или Сессии городского Совета депутатов.
Исполнительный комитет/Горсовет принимает решение о присоединении к инициативе, утверждает программу действий (на 2-3 года) и избирает руководящий орган.
Руководящим органом реализации инициативы на местном уровне является городской Координационный комитет.
Работой городского Координационного комитета руководит Председатель. В состав руководящего органа входят представители разных ведомств (образования, здравоохранения, социальной защиты, спорта и туризма, правоохранительных органов и других), а также представители общественных организаций и родителей, и, безусловно, дети.
Заседания городского Координационного комитета проходят не реже 2 раз в год.
Городской Координационный комитет:
• проводит анализ ситуации и определяет ключевые проблемы, требующие решения в интересах детей на уровне города;
• разрабатывает и одобряет городские программы и план реализации инициативы;
• вносит предложения по рационализации распределения бюджетных средств города с учетом интересов детей и семей;
• разрабатывает систему привлечения спонсорских средств, добровольных пожертвований для реализации инициативы;
• инициирует создание детско-молодежных советов при Городских исполнительных комитетах;
• анализирует и предлагает формы и методы контроля за соблюдением прав детей в городе;
• утверждает систему мониторинга и оценки реализации инициативы;
• контролирует выполнение программы и плана реализации инициативы;
• готовит отчет и выпускает доклад «О положении детей в городе»;
• организует широкую разъяснительную кампанию в средствах массовой информации, в трудовых коллективах и по месту жительства;
• продумывает и активно использует меры морального и материального поощрения учреждений, организаций, отдельных граждан, внесших весомый вклад в решение задач, способствующих реализации инициативы и присвоению звания «Город, дружественный к детям»;
• устанавливает партнерские связи с белорусскими и зарубежными городами, присоединившимися к инициативе «Город, дружественный к детям».

5. МЕХАНИЗМ ПРИСОЕДИНЕНИЯ К ИНИЦИАТИВЕ

Каждый город в Республике Беларусь может присоединиться к инициативе «Город, дружественный детям», если он добровольно готов продемонстрировать и подтвердить то, что уже было сделано и что делается в интересах детей. Участниками процесса в городе, изъявившем желание принять участие в реализации инициативы, становятся все его граждане.
Заявка на присоединение к инициативе регистрируется Координационным Советом при Национальной Комиссии по правам ребенка.

1 этап.Анализ ситуации и заявка на присоединение к инициативе

• Инициативная группа при городском Исполнительном Комитете представляет Координационному совету (в письменном виде или по электронной почте) аналитический отчет о положении детей в городе и заявку на присоединение к инициативе в произвольной форме по адресу г. Минск 220030, ул. Кирова 16, УО «Национальный центр художественного творчества детей и молодежи», секретариат Координационного совета по реализации инициативы «Город, дружественный детям», e-mail <nchtdm@mail.ru>.
• Координационный Совет в рабочем порядке анализирует представленные документы и на очередном заседании обсуждает вопрос о включении города, подавшего заявку, на присоединение к инициативе
в присутствии представителя инициативной группы.
• Координационный совет в письменном виде извещает номинанта о присоединении к инициативе и предоставляет пакет методических материалов по реализации инициативы, включая систему показателей мониторинга.

2 этап. Ежегодный отчет

• Городской Координационный комитет разрабатывает программу или план реализации инициативы, систему мониторинга и отправляет на согласование в Координационный совет.
• Координационный Совет в рабочем порядке дает замечания на представленные документы и согласовывает их.
• С момента присоединения к инициативе городской Координационный комитет направляет ежегодный отчет в соответствии с программой реализации инициативы и планом мониторинга.
В ежегодный отчет включаются:
• сравнительный анализ достигнутых результатов за отчетный период на основании принятых и утвержденных показателей мониторинга реализации инициативы;
• творческий отчет с описанием проведенных мероприятий, анализом выявленных проблем, трудностей и путей их преодоления.

3 этап. Итоговый отчет

• Итоговый отчет направляется городом в Координационный Совет по истечению срока выполнения программы реализации инициативы.
• Итоговый отчет содержит информацию о достигнутых результатах согласно утвержденной системе показателей мониторинга реализации инициативы и творческий отчет.
• Итоговый отчет подается в случае, если городом достигнуто выполнение по меньшей мере 80% утвержденных показателей реализации инициативы.
• В случае невыполнения программы реализации инициативы подается заявка на продление срока реализации инициативы или на отказ от дальнейшего участия.

Показатели реализации инициативы «Город, дружественный детям». Рекомендуемые показатели реализации инициативы приводятся в инструкции по мониторингу реализации инициативы по следующим разделам:
1. Руководство и координация инициативы
2. Финансирование в интересах детей
3. Положение детей в городе:
• Развитие детей раннего возраста
• Образование
• Здоровье детей и подростков
• Здоровый образ жизни
• Социально значимые формы участия детей в общественной жизни
• Занятость молодежи
• Дети с особенностями психо-физического развития
• Ребенок в СОП
• Дети в конфликте с законом
• Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечении родителей.
4. Информационная деятельность по реализации инициативы.

6. ПРИСВОЕНИЕ ПОЧЕТНОГО ЗВАНИЯ

Итоговая оценка реализации инициативы в городе, борющемся за присвоение почетного звания «Город, дружественный детям» (Почетное звание) проводится Координационным Советом при Национальной Комиссии по правам ребенка.
После того, как Координационный Совет при Национальной Комиссии по правам ребенка зарегистрировал итоговый отчет о реализации инициативы, определяется состав и сроки визита прибытия экспертной комиссии, которая непосредственно на месте оценивает сложившуюся ситуацию в городе по вопросам защиты и соблюдения прав детей и достигнутые результаты, а так же делает заключение о соответствии города статусу «Город, дружественный детям».
Координационный Совет на основании представленного отчета и заключения экспертной комиссии принимает решение о присуждении Почетного звания на очередном заседании.
По случаю присвоения почетного звания организуется церемония награждения и вручение городу Диплома.
Информация о присвоении Почетного звание размещается на стендах на центральной площади и на въездах в город.
Координационный Совет на основе решения о присвоении Почетного звания ходатайствует перед Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ) о присоединении белорусского города к международной сети городов, дружественных детям.
Деятельность в интересах детей продолжается после получения почетного звания, т.к. Почетное звание «Город, дружественный детям» предусматривает постоянную оценку прогресса в отношении улучшения положения детей в городе.